Авторское право
|
|
Мэджик | Дата: Воскресенье, 29.03.2009, 19:12 | Сообщение # 1 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 456
Статус: Offline
| Еще раз о наболевшем, но из первых рук Статья взята отсюда Авторское право в бисероплетении, Давыдова Нина 29 июня 2005 г. Многих рукодельниц интересует вопрос авторских прав на собственные оригинальные творения, проблемы плагиата в бисероплетении и возможность защиты авторских прав на свое произведение. В этом обзоре рассматриваются правовые аспекты авторства в декоративно-прикладном творчестве, к которому и причисляется бисероплетение. Объектами авторского права являются произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии (ст. 6, ст. 7 закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Таким образом, закон «Об авторском праве и смежных правах» дает определенные права и авторам оригинальных произведений из бисера. Но сначала коснемся вопроса о произведениях по мотивам народного творчества. Они не охраняются авторским правом, поскольку являются объектами, выведенными из правовой охраны авторского права (ст. ст. 5, ст. 8 и ст. 28 закона «Об авторском праве и смежных правах"). Следует отметить, что произведениями народного творчества считаются все изделия, выполненные по народным мотивам и с использованием конструкторского и технического решения, стилистики, декоративности, колористического решения традиционной народной композиции произведения декоративно-прикладного творчества. По Федеральному Закону «О народных художественных промыслах» произведения народного творчества определяются по стандартам, узорам и традиционному композиционному решению и цветовому оформлению определенной области и края (губернии по-старому). Заключение о принадлежности изделий к произведению народного творчества делает специальная комиссия. Закон «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает, что авторским правом не охраняются произведения народного творчества (ст. 8.) Под произведениями народного творчества имеются в виду произведения фольклора, кустарные промыслы и произведения народного декоративно-прикладного искусства. Основная черта этих произведений – традиционность, почти полная повторяемость, часто переходящая из поколения в поколение: оригинальность каждого нового создаваемого объекта не поощряется. Но это вовсе не означает отсутствия оригинальности у произведений народного творчества. Основная причина, по которой произведения народного творчества не охраняются авторским правом, заключается в невозможности определить автора такого произведения. Собственно говоря, "автором" произведения народного творчества является национально-этническая группа или народ, которые создали это произведения, развивают его и считают своим. Иногда народные сказители (и иные носители фольклорных традиций) оригинально пересказывают (воссоздают, повторяют) сказания, былины и т. п. произведения народного творчества. В этом случае они становятся авторами производных произведений (обработок и т. п.), но не приобретают авторского права на сами произведения народного творчества». (Библиотека СДОС НВП «ИНЭК») Это означает, что автор оригинального произведения в бисероплетении, то есть такого произведения, которое в бисероплетении называют «авторской разработкой», охраняется авторским правом и дает автору неимущественные права (по ст. 15, п. 1) и имущественные права (по ст. 16 п. 1) на оригинальное произведение декоративно-прикладного творчества.
Во имя дьявола да стану я кошкой, Грустной, печальной, и черной такой, Покуда снова не стану собой. Изабель Гоуди, Англия, XV век
|
|
| |
Мэджик | Дата: Воскресенье, 29.03.2009, 19:13 | Сообщение # 2 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 456
Статус: Offline
| Нередко мастера, увидев оригинальное украшение другого автора на фотографии, пытаются его повторить или выполнить свое видение этого композиционного решения, поняв по изображению изделия принцип его выполнения. В этом случае авторское право не распространяется на идеи, методы, способы, концепции, принципы, лежащие в основе произведения, в том числе, произведения декоративно-прикладного искусства (см. ст. 6, п. 4. Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Поэтому использование того же принципа плетения, который можно выявить по фотографии изделия или прочитать в книге, не будет являться нарушением авторских прав и не требует разрешения автора исходного произведения. Однако если точно повторить и конструкторское и цветовое решение, по сути сделав копию с оригинального изделия декоративно-прикладного искусства, это должно считаться воспроизведением объекта авторского права, что без разрешения правообладателя запрещено, и при присваивании себе авторства этого исходного произведения является плагиатом. Однако если в произведении, воспроизводимому по общеизвестному принципу плетения, использована лишь часть композиционного или конструкторского решения исходного изделия, то разрешения от автора не требуется. Это означает, что если при переработке кардинально изменен дизайн, колористическое и художественное решение и изделие приобрело уже совершенно другой внешний вид или выполнено в иной технике плетения, то произведение уже является продуктом индивидуальной работы переработчика, и это изделие будет его интеллектуальной собственностью. Является неоспоримым то, что при использовании и переработке чьего-то оригинального произведения (дизайна, композиционного и конструкторского решения) при сходности общего внешнего вида произведения декоративно-прикладного творчества при публикации выполненного изделия, переработчику очень желательно по морально-этическим соображениям упоминать автора исходного произведения, по чьим мотивам было выполнена переработка. В заключение можно сделать следующие выводы: о Произведения, выполненные по народным мотивам, квалифицируются по Закону «Об авторском праве и смежных правах» как народное творчество (декоративно-прикладное) и не являются объектами авторского права (см. часть 2, ст. 8). о Оригинальные произведения или так называемая «авторская разработка», выполненная на основе общеизвестных техник, но не в композиционном и техническом решении народной стилистики, является оригинальным произведением декоративно-прикладного творчества, и на это оригинальное произведение распространяется авторское право. Разрешение правообладателя на переработку произведения декоративно-прикладного творчества требуется только в случае воспроизведения точной копии. При переработке оригинального произведения, если из его изображения был понят принцип выполнения изделия, не нужно разрешения правообладателя, так как на идеи и принципы плетения авторское право не распространяется (см. ст. 6, п. 4). Отдельного пояснения заслуживает знак копирайта: ©. Знак охраны авторского права не обеспечивает защиту авторских прав, а несет информационную нагрузку и прямо указывает на тот факт, что данное произведение декоративно-прикладного творчества с проставленным знаком охраны авторского права состоящим из трех элементов: - знака ©; - именем автора произведения; - годом первой публикации; охраняется авторским правом (см. часть 2, ст. 9 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). Знак охраны авторского права проставленный на изображении (фотографии) изделия из бисера является достаточным для подтверждения охраны авторских прав на произведения в странах, подписавших Женевскую конвенцию об авторском праве. Коммерческое использование копий произведений, изображений произведений и схем, защищенных знаком охраны авторского права, допускается только с разрешения правообладателя.
Во имя дьявола да стану я кошкой, Грустной, печальной, и черной такой, Покуда снова не стану собой. Изабель Гоуди, Англия, XV век
|
|
| |
Мэджик | Дата: Воскресенье, 29.03.2009, 19:13 | Сообщение # 3 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 456
Статус: Offline
| В заключение хотелось бы осветить возможности и способы защиты своих авторских прав авторов оригинальных произведений декоративно-прикладного творчества при публикации их изображений в интернете. Рассмотрим ситуацию нарушения авторских прав на примере возникшего обвинения в плагиате. Обвинение в плагиате появляется тогда, когда автор произведения из бисера обнаруживает, что другой человек присвоил себе произведение автора сделав точную копию и выдает это изделие за свое произведение или же поступив еще проще: проставив чужое имя на фотографии изделия автора, взятую с же сайта автора произведения из его собственной галереи авторских украшений из бисера. Ситуация неприятная, особенно если эта проблема осложняется еще и таким вероятным развитием ситуации, если по условиям задачи автор - малоизвестный владелец домашней странички в интернете, а плагиатор – журнал о рукоделии с немаленькими тиражами. Итак, что можно сделать авторам оригинальных изделий из бисера для защиты своих прав и предотвращения посягательств на свои произведения в виртуальном пространстве еще до возникновения вероятных инцидентов? Как говорится «соломки подстелить», рассмотрим же способы «подстеления соломки» до того как «гром грянет», юрист Андрей Минков в своей статье «Реальная защита виртуального автора» приводит основной действующий способ защиты авторского права в случае возникновения конфликта: «Теперь о том, как доказать свое авторство на созданное вами произведение, которое нигде кроме как в сети не опубликовано. Вот самый простой способ. Запишите файлы, которые вы размещаете в сети, на носитель типа CD-R (это лучше, чем обычная дискета), запечатайте и до размещения произведений в сети пошлите себе же по почте заказным отправлением с уведомлением о вручении. Полученное письмо не открывайте, а храните до возможного судебного разбирательства. На письме будет стоять штемпель с датой отправления, что позволит доказать, что на такой-то день произведение существовало в объективной форме. Можно также оставить ваше произведение на хранение у нотариуса или в какой-либо организации, оказывающей услуги по депонированию рукописей Свидетельство о депонировании вашего авторского произведения докажет ваш приоритет, если, конечно, никто другой не представит доказательства, что он создал это произведение еще до того, как вы его поместили на хранение.» При этом способе защиты своих авторских прав на свое произведение манипуляции с записью CD-R и отправкой заказного письма, или же регистрацией своего произведения у нотариуса, все эти действия лучше производить до публикации оригинального произведения в интернете. С полной версией статьи «Реальная защита виртуального автора» можно ознакомится пройдя по этой ссылке: http://www.copyrighter.ru/full/index.html?article12.htm С точки зрения опытных мастеров бисероплетения, уже не один год публикующих свои произведения в интернете, на своих сайтах, а так же в различных галереях рекомендуются при публикации своего произведения «пиарить» его по возможности на наиболее крупных сетевых ресурсах, и показывать как можно большему количеству человек. Это даст автору первичное признание его автором произведения, публика запомнит его именно как автора и запомнит что данное оригинальное произведения декоративно прикладного творчества – дело его рук. Все другие кто решится повторить его произведение, сделав переработку, или же точную копию всегда будут только вторые, и имеют неплохой шанс получить обвинение в плагиате при выполнении точной копии оригинального изделия и присваивания себе авторства данного произведения. © Давыдова Нина
Во имя дьявола да стану я кошкой, Грустной, печальной, и черной такой, Покуда снова не стану собой. Изабель Гоуди, Англия, XV век
|
|
| |
|